Время мерцающий пульс жизни

1.

Сочинение в 11 классах.
• Темы по направлениям.
• Первое направление: ВРЕМЯ.
• *** Проблемы века. Роман
Ф.М.Достоевского
«Преступление и наказание»
(тезисы).

2.

• Вступление. Эпоха, отраженная в романе.
• Роман «Преступление и наказание» написан в
1860-х годах и принадлежит к числу тех
романов, которые пытались уловить и изобразить
новые веяния, сказавшиеся в русском обществе в
так называемую «эпоху великих реформ».
Пытаясь как-то изменить общество, стали
появляться молодые люди, которые создавали
своеобразные «теории». Таким и был главный
герой романа Достоевского.

3.

• Основная часть. Образ главного героя
Родиона Раскольникова.
• 1. Условия жизни будущего «Наполеона».
Примечательны условия жизни
будущего Наполеона. Раскольников живет в
убогой комнатке на чердаке. Родион
вынужден закладывать последние вещи
Алене Ивановне, процентщице. Он довел
себя до крайней степени бедности. Тем не
менее такое положение дел не слишком
тяготит нашего героя.

4.


• 2. Зловещий замысел Раскольникова.
• В зловещий замысел Родиона Романовича
читатель проникает постепенно.
Выясняется, что Раскольников — человек,
одержимый единственной идеей. Его
мысли сводятся к одному: во что бы то ни
стало он должен испытать в деле свою
теорию деления людей на два «разряда» –
на «высших» и «тварей дрожащих».
Излагает свои взгляды Родион в газетной
статье «О преступлении».

5.

• 3. Причина убийства Алёны Ивановны.
Родион решается на преступление. Главную
роль в этом решении играют не деньги, а
его безумная идея о праве сильной
личности. Прежде всего, он стремится
проверить свою теорию и убедиться в том,
что он – не «тварь дрожащая». Для этого
нужно провести чудовищный эксперимент
– «переступить» через труп и отвергнуть
общечеловеческие нравственные законы.

6.

• 4. Несостоятельность «теории».
• Главный герой наконец понимает, что его
теория оказалась несостоятельной. Родион
Романович ищет сочувствия у Сони
Мармеладовой, дочери спившегося
чиновника, и она читает ему библейскую
притчу о воскрешении Лазаря. Именно этот
поступок спасает Раскольникова – он
окончательно порывает с прежним образом
мыслей и раскаивается.

7.


• Заключение. Гениальность Достоевского.
• Федор Михайлович Достоевский создал
уникальный образ идейного преступника, в
полной мере осознавшего свое трагическое
заблуждение. Мысли, чувства и даже
мимолетные порывы Раскольникова описаны понастоящему достоверно. Жизненной драме
раскаявшегося убийцы сопереживает все
человечество. Роман «Преступление и
наказание» считается одной из вершин мировой
реалистической литературы.

8.

• ***Время – мерцающий пульс жизни.
• Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
• Вступление. Два пласта времени в романе.
• В романе присутствуют два «пласта» времени.
Во-первых, это тридцатые годы XX века
(действие разворачивается в Москве), а вовторых, тридцатые годы I века нашей эры
(действие — в древнем городе Ершалаиме).
Автор легко переносит читателя не только в
другое место, но и на несколько веков назад.
Причем эти перемещения кажутся вполне
оправданными и не вызывают недоумения.

9.

• Основная часть. Герои своего времени в романе.
• 1) Воланд. В романе есть герои, которые
одинаково свободно чувствуют себя и в I
веке нашей эры, и через девятнадцать
веков. Это, например, Воланд. Он незримо
присутствовал при допросе Иешуа ГаНоцри Понтием Пилатом. Он видел
прокуратора в белом плаще с кровавым
подбоем. И вдруг мы встречаем Воланда
уже в Москве XX века, где он устраивает
ревизию: изменилась ли человеческая
природа по прошествии веков.

10.


• 2) Мастер. Есть в романе и еще один
герой, живущий одновременно в двух
эпохах. Это Мастер. Он живет в
Москве, но при этом совершенно
естественным образом присутствует и
в Ершалаиме: при допросе Га- Ноцри,
при его казни. Тут нет ничего
удивительного: ведь автор всегда
«живет» в своем произведении.

11.

• 3) Маргарита. Она тоже
путешествует во времени. Ради
Мастера идет на сделку с
дьяволом и попадает на «бал
Сатаны». Мало того, героиня
способствует тому, что рукопись
романа возвращена Мастеру.

12.

• 4) Герои и вечность. Два мира —
ершалаимский и московский —
пересекаются в некоем «третьем мире» —
Вечности. Ставя своих героев перед лицом
Вечности, автор утверждает незыблемость
нравственных ценностей. Показательна в
этом отношении судьба Пилата. Он
двенадцать тысяч лун расплачивается за
свою трусость.
• А что же Мастер? Ему суждено бессмертие.
Он заслужил это.

13.

• Заключение. Бессмертие романа
«Мастер и Маргарита».
Вопросы, поставленные в нем,
так же, как и его герои, вне
времени. И ничто не сможет
погубить подобную книгу.
«Рукописи не горят»..

14.


Человек и время.
• 1. А.Пушкин. Повесть «Капитанская
дочка». Главный герой, Петр Гринев, и
восстание Пугачева. Повесть о долге и
верности.
• 2. Л.Толстой. Роман-эпопея «Война и мир».
Отечественная война и герои романа:
а)Андрей Болконский и его героическая
гибель; б)Пьер на батарее Раевского. Они
не могут стоять в стороне, когда Отечество
в опасности.
• ***

15.

Общество и эпоха.
• 1. Л.Толстой. Роман «Война и мир»:
светское общество («трутни») –
Курагины и общество Болконских,
Ростовых.
• 2. М.Булгаков. Роман «Мастер и
Маргарита»: древний Ершалаим,
допрос Иешуа Понтием Пилатом и
Москва 30-х годов 20 века (сатира на
Москву).
• ***

16.

Время испытаний.
• 1. Б.Васильев. Повесть «А зори здесь
тихие…». У войны не женское лицо –
гибель девушек.
• 2. В.Быков. Повесть «Сотников».
Нравственный выбор героев: Рыбак и
Сотников.
• 3. В.Закруткин. Повесть «Матерь
человеческая». Проявление гуманизма
в военное время.
• ***

17.

• ***«Времена не выбирают, в них
живут и умирают» (А.Кушнер)
• 1. А.Твардовский. Поэма «По праву
памяти». Поэма о суровом
Сталинском времени.
• 2. А.Ахматова. Поэма «Реквием». О
сталинских репрессиях.

18.

***«О времена, о нравы!» (М.Цицерон)
1. А.Н.Островский. Драма «Гроза».
Вступление. Время создания пьесы «Гроза».
Пьеса «Гроза» была написана в период подъема
общественного движения, когда всеми
ощущалась необходимость экономических и
политических перемен, и в произведении
Островского отразилась историческая ситуация.
В своей пьесе Островский изобразил общество
середины девятнадцатого века, его быт и нравы.
Он очень ярко и точно воспроизвел жизнь
патриархального купечества.


19.

Основная часть. Быт и нравы «темного царства».
1)Жители города Калинова.
Жители города Калинова погрязли в
невежестве. Они отказываются просвещаться,
не желают учиться, узнавать новое. Эти люди
ничего не знают за пределами своего мирка,
поэтому с большим интересом, доверием
внимают рассказам странницы Феклуши.
Калиновцы живут в постоянном страхе перед
богатыми купцами и силами природы. Эти
люди не стремятся к лучшей жизни, не
принимают ничего нового. Все воспринимают
как само собой разумеющееся то, что богатые
купцы тиранят своих домашних, прикрываясь
от остальных высокими заборами.

20.

• 2) Дикой – «значительное лицо в
городе». Это самодур с взрывным,
необузданным характером. Брань и
ругань для него – не только привычное
обращение с людьми, но и натура,
природа, содержание жизни. Дикой
ругается всегда и со всеми. Кроме
всего прочего, Дикой невероятно скуп
(отношение к племяннику Борису).

21.


• 3) Кабаниха. Другой деспот в Калинове –
это Кабаниха. Ее деспотизм не настолько
явный, в отличие от Дикого. Кабаниха –
ханжа, всеми силами цепляющаяся за
заветы прошлых лет. В своей семье Марфа
Игнатьевна считает себя главной. Она
крепко держится за изжившие себя
порядки и обычаи. У нее в голове накрепко
закрепились религиозные предрассудки и
правила домостроя. Кабаниха постоянно
бранится, попрекает окружающих.

22.

• Заключение.
• Островский показал, что весь городок
Калинов – единое «темное царство». Здесь
все построено на угнетении и порабощении
одних другими.
• 2. Роман М.Булгакова «Мастер и
Маргарита»: а)древний Ершалаим, допрос
Иешуа Га-Ноцри Понтием Пилатом; б)
сатирическая Москва 30-х годов 20 века.

23.

• Второе направление: ДОМ
• ***Дом – хранитель православных ценностей.
• 1. Л.Толстой «Война и мир». Семья Болконских:
а) старик Болконский: соратник Суворова, живет
прошлым. В настоящее время в романе пишет
мемуары, работает, ни минуты потерянного
времени. Все его думы – об Отечестве, даже
перед смертью; б) князь Андрей: он сын своего
отца, главное для него честь, долг и Отечество;
в) княжна Марья: внешне некрасива, но богата
своим внутренним содержанием, основа ее
жизни — любовь

24.


• ***Дом – островок, крепость в хаосе
революционных событий.
• Старый мир рушится, и герои книг, потрясенные
событиями, втянутые в борьбу между белыми и
красными, вынуждены принимать решения.
Именно дом, семья в те годы были для людей
опорой.
• 1. М.Булгаков. Роман «Белая гвардия».
Семья Турбиных: Алексей, Елена, Николка. Это
люди огромного благородства, долга, чести. Они
по-своему любят родину, но заблудились в
революционной бури.

25.

• 2. Роман-эпопея М.Шолохова «Тихий
Дон». На образе Григория Мелехова:
• 1) На стороне большевиков
2) Злоба к большевикам.
3) Спор с Иваном Алексеевичем о
«мужичье власти».
4) Григорий убивает матросов.
5) Григорий у Будённого.
6) В банде Филина и уход из нее.

26.

• ***Потеря дома – крушение нравственных
идеалов ( о затоплении деревень в 70-80-е годы
20 века).
• В Распутин. Повесть «Прощание с Матёрой»:
1) История деревни Матёры.
2) Что ее ожидало в настоящем?
3) Какое место в повести уделяется теме
«памяти»? Почему старики не хотят
переселяться в посёлок? (образы Дарьи
Пинегиной, Настасьи и Егора, Симы, Катерины
Зотовой).

27.

• ***
Дом – Россия
• Стихи о родине русских поэтов: Есенина, Блока,
Ахматовой, Пушкина Лермонтова и др.
• ***
Дом – это место, где тебя всегда ждут.
• К Паустовский. Рассказ «Телеграмма»
• ***«Помирать нам рановато…». Многих солдат
на войне поддерживала мысль о родном доме,
семье. Она давала силы воевать и выживать, п.ч.
отеческий дом ждал их.
• М.Шолохов «Судьба человека».

28.


• Третье направление: ПУТЬ.
• ***Эх, дорожка, фронтовая…
• 1. А.Твардовский. Поэма «Василий
Тёркин».
• 2. М.Шолохов «Судьба человека».
• *** Долгий путь домой…
• 1. М.Шолохов «Судьба человека».
• 2. К.Паустовский «Телеграмма».

29.

***
Дорога чести
Надо идти дорогой чести, а не жить во лжи.
1. А.Пушкин. Повесть «Капитанская дочка».
2. Л.Толстой. Роман «Война и мир»: Андрей
Болконский, Пьер Безухов.
• ***«Еще народу русскому пределов не
поставлено – пред ним широкий путь»
(Н.Некрасов). В чем сила русского народа? В его
духовности, а также в том, что в минуты суровых
испытаний все, как один, поднимаются на
защиту родины.

30.

• 1. Н.Некрасов. Поэма «Кому на Руси
жить хорошо». Народные образы:
Яким Нагой, Ермил Гирин, Савелий –
богатырь Святорусский.
• 2. Л.Толстой. Роман «Война и мир».
Патриотизм русского народа: сражение
солдат на батарее Раевского, Тихон
Щербатый в партизанской войне.

31.

Четвертое направление: ЛЮБОВЬ.
• ***Всегда ли любовь делает человека
счастливым?
• 1. И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети»: Евгений
Базаров и Одинцова; Павел Петрович Кирсанов
и княгиня Р.
• 2. М.Шолохов. Роман «Тихий Дон»: Григорий и
Наталья.
• 3. А.Островский. Драма «Гроза»: Катерина и
Борис.
• ***Любовь сильнее смерти…
• 1. А.Куприн. Повести «Гранатовый браслет»,
«Олеся».

32.


***Любовь и война…
1. В.Распутин. Роман «Живи и помни».
2. В.Закруткин. Повесть «Матерь человеческая»
***Любовь и разлука…
1. И.Тургенев «Отцы и дети»: Базаров –
Одинцова; Павел Петрович – княгиня Р.
***«Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей,
верной, высокой любви?»
1. А.Куприн «Гранатовый браслет».
***Лицемерная любовь хуже ненависти.
1. Роман «Война и мир»: Элен – Пьер Безухов

33.

Пятое направление: Год литературы в России:
***«Моя любимая книга»
*** «Роль книги в моей жизни»
***«Кто для Вас идеальный герой литературы?»
*** «Кого из литературных героев вы понимаете, но не
принимаете?»
***«Можно ли обойтись без книг?»
***«Можно ли испытать радость, читая книгу?»
***«Какие вопросы задает человеку литература?»
***Литература — это исповедь или проповедь?
***Какие мысли и чувства вызывают финальные сцены
любимых книг?

Источник: ppt-online.org

Примерные темы итогового сочинения

Время.
1. «Крутые у них времена».
2. «Воистину железный век».
3.


акое, милые, тысячелетье на дворе?»
4. «Время-это простор для развития способностей».
5. «Время не любит, когда его тратят впустую».
6. «Время – самое драгоценное из всех средств».
7. «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!» (И. Гёте)
8.«Единственной мерой времени является память».(Владислав Гжегорчик)
9. «Мера жизни не в длительности, а в том, как вы ееиспользовали». (М. Монтень)
10. «Не дайте проскользнуть жизни меж пальцев» (И.С.Тургенев)
11. «Счастливые часов не наблюдают».
12.«Вишнвый сад» А. П. Чехова как пьеса о прошлом, настоящем и будущем России.
13.Время — мерцающий пульс жизни.
14.Жизнь слишком коротка, а время слишком драгоценно, чтобы тратить его на глупые ссоры.
15.Время может отнять у нас все, кроме любви.

Любовь.
1. «Счастливые часов не наблюдают».
2.Тот,кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.
2.Все начинается с любви…
3.Любовь сильнее смерти…
4.Люби ближнего, но не давайся ему в обман. (К.Прутков)

Путь.
1.Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага.
2.Либо я найду свой путь, либо проложу его сам.
3.Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно.
4. Нам дана возможность выбора, но не дано возможности избежать выбора.

Дом.
1.Помещики и их усадьбы в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».
2.Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
3.Дом — это взгляд на луну, поднимающуюся над спящей равниной…
4.Дом там, где мама. Где мама — там твой дом.
5.Родительский дом – начало начал…

Год литературы в России.
1.Хорошая книга — это подарок, завещанный автором человеческому роду.
2.Творец книги — автор, творец ее судьбы — общество.
3.Книга есть жизнь нашего времени, в ней все нуждаются — и старые, и малые.
4. Библиотеки — это сокровищницы всех богатств человеческого духа.

Источник: vk.com

Зачем Ты посадил нас на корабль? Корабль пойдёт ко дну, и с ним вместе всё, над чем мы трудились. Я чувствую, как обтекает нас бесплотное время. Я чувствую, как оно утекает. (Антуан де Сент-Экзюпери. «Цитадель».)

Время умерло в начале XX века. Время — как абстрактное понятие линейности развития событий. Сама линейность перестала существовать в сознании людей, ибо XX век сделал из руки, ведущей прямую линию, маятник, раскачивающийся туда-обратно.

Время и пространство — незыблемые основы мирозданья — вдруг оказались самыми слабыми и зависимыми свойствами материи. Время как связь, как некий клей, соединяющий события, связывающий отдельные “сейчас” в культурно-историческую цепочку, оказалось беззащитно. Стоило нарушить эту связь, и разрозненные “сейчас” стали существовать независимо друг от друга. Это хорошо видно по прерванной связи поколений. Поколение за поколением проходят, так и не осознав своей ответственности за Историю, не пережив, по словам современного философа, Воспитания историей. А “историческим является только то, что содержит Извлечённый опыт, исключающий повторение одного и того же. А иначе смысл, который не извлечён, дело, которое не доделалось, будут повторяться и неизбежно порождать зло”.

“В ком сердце есть — тот должен слышать время, // Как твой корабль ко дну идёт”, — написал Осип Мандельштам в начале столетия. Видимо, недаром образ времени у многих поэтов и писателей начала XX века связывался с образом корабля, погружающегося в пучину со всем патриархальным содержанием своих трюмов и аристократическим лоском верхних палуб. Того, кто был пассажиром этого корабля и выжил, всё равно приписывали к утонувшим, к людям “того века”. Но тем, кому удалось сесть на другой корабль — “корабль современности”, пока ещё державшийся на плаву, — было не так горько смотреть на его гибель.

Не бойтесь бурь! Пускай ударит в грудь
природы очистительная сила!
Ей всё равно с дороги не свернуть,
которую сознанье начертило.
(Н. Заболоцкий)

В 20–30-е годы прошлого века особенно остро ощущалась бессмысленность колебаний маятника истории. На уровне экономики история умещалась в три буквы — нэп — новая экономическая политика, которая в полной мере характеризовалась отсутствием каких-либо связей, потому что сначала было “всё нельзя”, потом — “всё можно”, потом — опять “нельзя” и так далее.

На культурном уровне всё происходило менее заметно для большинства, но гораздо страшнее. “Независимость становилась фрондой… Одни принимали новый порядок вещей на его собственных условиях, постепенно снимая все свои оговорки, другие уходили в эмиграцию. Круг носителей культуры, способных понимать друг друга, распадался” (С. Аверинцев). Но были ещё и третьи, которые не относили себя ни к тем, ни к другим. Они “переживали” историю как собственную биографию, отказываясь от личного. О. Мандельштам писал:

О, глиняная жизнь! О, умиранье века!
Боюсь, лишь тот поймёт тебя,
В ком беспомощная улыбка человека,
Который потерял себя.

В эти годы поэт, который, пожалуй, лучше всех способен был слышать “шум времени” перестаёт писать стихи (на целых пять лет!). Одновременно творческий кризис постигает А. Ахматову и Б. Пастернака.

В этот же период (26–29-е годы) поэт уже другого поколения именно в такой действительности находит темы для своих стихотворений. Николай Заболоцкий принадлежал уже к иной формации, настроенной на рождение “нового мира”.

Как по-разному одна и та же историческая эпоха прорастает в людях! Они могут жить в одно время, но не быть современниками.

Не существует времени общего для всех. Время каждый поэт переживает индивидуально. История с каждым из них общается лично. И дело не в том, как они относились к времени, а в том, как оно преломилось в их поэзии, возможно, даже без их на то согласия.

Однако надо заметить, что Состояние времени для всех общее. Для всех людей в целом. И если оно перестало осознаваться как прямая линия и распалось на куски, то каждый на своём уровне это ощущает.

Вот как это выглядит у Заболоцкого.

Первый сборник Николая Заболоцкого — «Столбцы», написанный в конце 20-х годов, можно назвать кинематографом времени. Каждое стихотворение — словно несколько кадров из фильма или ожившая картина живописца, где состояние передано через детали и форму, а не внутренние переживания героя. Элементы действительности, запечатлённые в отдельных кадрах, с бешеной скоростью проносятся перед глазами. Книга как будто растёт в руках, наполняясь почти осязаемыми деталями.

Там Невский в блеске и тоске,
в ночи переменивший кожу,
гудками сонными воспет,
над баром вывеску тревожил;
и под свистками Германдады,
через туман, толпу, бензин,
над башней рвался шар крылатый
и имя “Зингер” возносил.
(«Красная Бавария», 1926)

Все поэтические средства направлены на создание объёмного, цветного, подвижного изображения. Экспрессия достигается за счёт движения (в одном четверостишии может быть три, а то и четыре глагола, характеризующих движение).

Звеня серебряной цепочкой,
Спадает с лестницы народ,
Трещит картонною сорочкой,
С бутылкой водит хоровод.

Однако цельной картины мира при прочтении одного стихотворения или всего цикла не возникает. Детали, толкаясь и перешёптываясь, только делают вид, что хотят выстроиться в правильном порядке. Но тут же заявляют: “Спи, форвард, задом наперёд!” («Футбол»).

Автор не ставит перед собой задачу охватить действительность снаружи, понять и представить её, как она есть. Лирический субъект — внутри неё. Данное историческое время показано не снаружи, а изнутри. И поэтому не в виде целого, а в виде отдельных моментов настоящего, связь между которыми утрачена.

Вещи и события — все сами по себе, и герой — внутри этих вещей и событий. Пространственное для него ближе, чем временное, точнее, время он ощущает как раскачивающееся и распадающееся пространство.

И всюду сумасшедший бред,
и белый воздух липнет к крышам,
а ночь уже на ладан дышит,
качается как на весах.
(«Белая ночь», 1926)

Разорванное время (назовём его так) лишало события смысла. Слова, вещи, поступки — всё могло приобретать другие (чужие) значения. Если рассматривать каждую деталь в отдельности, то она, возможно, покажется вполне реальной, но в единстве стихотворения Заболоцкого детали теряют реальность и склоняются, скорее, на сторону абсурда («Футбол», «Офорт», «Рыбная лавка»).

Если сама жизнь строится на абсурде — нэп на разрушенной экономике, культура на отсутствии культуры, — то мир может быть только “летая книзу головой”. В нём может всё что угодно появляться и исчезать — предметы, люди, животные. Всё живёт и движется в одном измерении — измерении абсурда.

А бедный конь руками машет,
То вытянется, как налим,
То снова восемь ног сверкают
В его блестящем животе.
(«Движение», 1927)

Это измерение двухмерно. Из него выпало время и смысл. Осталась картонная декорация с вкусно нарисованными сюжетами из городской жизни. Только так — изнутри мира, изнутри самого сознания — можно показать состояние времени.

Позднее поэтика Заболоцкого меняется: на смену хаосу приходит порядок, но это уже была другая эпоха.

Разорванное время совершенно по-иному нашло выражение в поэзии Мандельштама. Возникает тема гибели или сна времени и тема человека, кровно связанного с ним.

Кто время целовал в измученное темя, —
С сыновней нежностью, потом
Он будет вспоминать, как спать ложилось время
В сугроб пшеничный за окном.

(«1 января 1924»)

Мандельштам, в отличие от Заболоцкого, рисовал время Не изнутри, а снаружи. И в этом их принципиальное отличие. И в этом причина и оправданность их сопоставления.

Целиком охватить, “обнять” мир можно, только став отдельно от него. Человек же в полной мере сделать этого не может. Он увяз в пространстве и запутался во времени. Однако возможность подобного отстранения почему-то существует в его голове. По крайней мере, в XX веке стала существовать. Теория относительности прибавила неопределённости и вместе с тем подарила свободу.

В статье С. Аверинцева есть такие строки: “Поэзия, по О. М. Мандельштаму, — пространство даже не трёхмерное, а четырёхмерное… иначе ему не освоить полноты измерений своего мира”. В этом ключ к пониманию темы времени в поэзии Осипа Мандельштама. Поэт постоянно выходил за рамки реального мира, восстанавливая перпендикуляр к иной плоскости.

Он как бы вставал на точку вне истории и вне времени. Это приводило, во-первых, к тому, что он видел всё происходящее со стороны (“Мне хочется говорить не о себе, а следить за веком, за шумом и прорастанием времени”), а во-вторых, для поэта открывалась новая перспектива, новый исторический срез — взгляд на вертикаль времён, с нанизанными на неё различными эпохами.

В стихах, составляющих заключительную часть сборника Мандельштама «Tristia», каждое стихотворение — живое время из разных эпох человеческой культуры, порой смешанных между собой. К примеру, в стихотворении «Вернись в смесительное лоно…» слились в один метасюжет (термин С. Аверинцева) библейская Лия, Троя и Иудея.

Это был момент в истории, о котором Мандельштам сказал: “Время вспахано плугом”. Все его подземные пласты оказались в XX веке на поверхности, открылись новому взгляду. “Внезапно всё стало достоянием общим. Идите и берите… Слово стало не семиствольной, а тысячествольной цевницей, оживляемой сразу дыханием всех веков” («Слово и культура»).

Каждая эпоха оказалась не просто звеном исторической цепи, но ценной сама по себе. История перестала быть непрерывно возводящейся башней, она стала губкой, из которой можно выжать всё, что угодно, но которую нельзя использовать в качестве фундамента.

До сих пор речь шла только о России, но вот что пишет испанский философ XX века Хосе Ортега-и-Гассет в одной из своих работ, вышедшей в 1932 году: “…Представьте себе ужасное положение человека, для кого прошлое, иными словами, надёжное, внезапно стало проблематичным, обернулось бездонной пропастью. Если раньше опасность, по его мнению, была впереди, теперь он чувствует её и за спиной, и у себя под ногами… Мы ощущаем себя лишёнными наследства, не имеющими традиций, грубыми дикарями, только что явившимися на свет и не знающими своих предшественников”.

Хотя такой взгляд, казалось бы, противоречит тому, о чём говорит Мандельштам, но он рождён теми же обстоятельствами, тем же состоянием времени. Не берусь говорить обо всей европейской цивилизации, однако, на мой взгляд, не случайно появление именно в начале XX века эпопеи Марселя Пруста «В поисках утраченного времени».

Когда человек осознал, что время относительно, это резко сблизило его с прошлым и будущим. С одной стороны, он стал беззащитнее, так как обязанность обеспечивать связь времён легла на его плечи, а с другой — свободнее, так как он мог обратиться за помощью к любой эпохе.

Поэтому такие понятия, как время и пространство, перестали являться для него системой координат, в которые заключена жизнь. Перестали быть причинами перемен в мире, но, наоборот, их изменение — это следствие совершаемой над ними работы. Пространство и время стали всего лишь явлениями в ряде других явлений.

В начале века поэт Мандельштам понимал, что роль человека в истории изменилась, что для того, чтобы не потерять внутреннюю связь с культурой, чтобы соединить вновь отдельные “сейчас”, необходимо мощное движение человеческого сознания, способного включиться в цепь событий и послужить чем-то вроде того клея, то есть Выполнить работу времени.

Век мой, зверь мой, кто сумеет
Заглянуть в твои зрачки
И своею кровью склеит
Двух столетий позвонки?

Ему удалось наиболее точно выразить это новое сознание “верности истории”. Но не о том ли думала Ахматова, когда писала «Мне голос был…» или Пастернак, написавший: “И тут кончается искусство, // И дышат почва и судьба”? Или Заболоцкий, соединяющий “все существованья, все народы” в единую ткань бытия?

Они старались нащупать пульс разных эпох. Для этого нужно было самим “остановиться”, не меняться, не течь. А идти назад, руководствуясь, словно нитью Ариадны, временными связями. “Европеизировать и гуманизировать двадцатое столетие, согреть его теологическим теплом — вот задача потерпевших крушение выходцев девятнадцатого века, волею судеб заброшенных на новый исторический материк” (О. Мандельштам, 1922).

Источник: www.sochuroki.com

Сочинение на тему «Время – мерцающий пульс жизни»

Фомин Александр Владимирович

Время — это одно из известных человеку измерений. Каждая планета на просторах Вселенной проживает свою собственную жизнь, мы можем наблюдать за процессом на примере развития Земли. Рассуждая о значении времени в масштабах Вселенной и в жизни каждого конкретного человека, можно прийти к выводу, что это категория относительная. Но, в любом случае, повернуть его вспять нельзя, поэтому сравнение с «пульсом жизни» представляется вполне удачным — в разных жизненных ситуациях время может как ускоряться, так и замедлять свой ход, главное, не тратить драгоценные мгновения своей жизни так, чтобы в итоге пришлось жалеть об ушедших силах и утраченных возможностях.

Время и пространство — незыблемые основы мирозданья — вдруг оказались самыми слабыми и зависимыми свойствами материи. Время как связь, как некий клей, соединяющий события, связывающий отдельные “сейчас” в культурно-историческую цепочку, оказалось беззащитно. Стоило нарушить эту связь, и разрозненные “сейчас” стали существовать независимо друг от друга. Это хорошо видно по прерванной связи поколений. Поколение за поколением проходят, так и не осознав своей ответственности за Историю, не пережив, по словам современного философа, Воспитания историей. А “историческим является только то, что содержит Извлечённый опыт, исключающий повторение одного и того же. А иначе смысл, который не извлечён, дело, которое не доделалось, будут повторяться и неизбежно порождать зло”.

В ком сердце есть — тот должен слышать время, // Как твой корабль ко дну идёт”, — написал Осип Мандельштам в начале столетия. Видимо, недаром образ времени у многих поэтов и писателей начала XX века связывался с образом корабля, погружающегося в пучину со всем патриархальным содержанием своих трюмов и аристократическим лоском верхних палуб. Того, кто был пассажиром этого корабля и выжил, всё равно приписывали к утонувшим, к людям “того века”. Но тем, кому удалось сесть на другой корабль — “корабль современности”, пока ещё державшийся на плаву, — было не так горько смотреть на его гибель.

В 20–30-е годы прошлого века особенно остро ощущалась бессмысленность колебаний маятника истории. На уровне экономики история умещалась в три буквы — нэп — новая экономическая политика, которая в полной мере характеризовалась отсутствием каких-либо связей, потому что сначала было “всё нельзя”, потом — “всё можно”, потом — опять “нельзя” и так далее.

На культурном уровне всё происходило менее заметно для большинства, но гораздо страшнее. “Независимость становилась фрондой… Одни принимали новый порядок вещей на его собственных условиях, постепенно снимая все свои оговорки, другие уходили в эмиграцию. Круг носителей культуры, способных понимать друг друга, распадался” (С. Аверинцев). Но были ещё и третьи, которые не относили себя ни к тем, ни к другим. Они “переживали” историю как собственную биографию, отказываясь от личного. О. Мандельштам писал:

О, глиняная жизнь! О, умиранье века!
Боюсь, лишь тот поймёт тебя,
В ком беспомощная улыбка человека,
Который потерял себя.

В эти годы поэт, который, пожалуй, лучше всех способен был слышать “шум времени” перестаёт писать стихи. Одновременно творческий кризис постигает А. Ахматову и Б. Пастернака.

В этот же период (26–29-е годы) поэт уже другого поколения именно в такой действительности находит темы для своих стихотворений. Николай Заболоцкий принадлежал уже к иной формации, настроенной на рождение “нового мира”.

Как по-разному одна и та же историческая эпоха прорастает в людях! Они могут жить в одно время, но не быть современниками.

Не существует времени общего для всех. Время каждый поэт переживает индивидуально. История с каждым из них общается лично. И дело не в том, как они относились к времени, а в том, как оно преломилось в их поэзии, возможно, даже без их на то согласия.

Однако надо заметить, что Состояние времени для всех общее. Для всех людей в целом. И если оно перестало осознаваться как прямая линия и распалось на куски, то каждый на своём уровне это ощущает.

Вот как это выглядит у Заболоцкого.

Первый сборник Николая Заболоцкого — «Столбцы», написанный в конце 20-х годов, можно назвать кинематографом времени. Каждое стихотворение — словно несколько кадров из фильма или ожившая картина живописца, где состояние передано через детали и форму, а не внутренние переживания героя. Элементы действительности, запечатлённые в отдельных кадрах, с бешеной скоростью проносятся перед глазами. Книга как будто растёт в руках, наполняясь почти осязаемыми деталями.

Вещи и события — все сами по себе, и герой — внутри этих вещей и событий. Пространственное для него ближе, чем временное, точнее, время он ощущает как раскачивающееся и распадающееся пространство.

Целиком охватить, “обнять” мир можно, только став отдельно от него. Человек же в полной мере сделать этого не может. Он увяз в пространстве и запутался во времени. Однако возможность подобного отстранения почему-то существует в его голове. По крайней мере, в XX веке стала существовать. Теория относительности прибавила неопределённости и вместе с тем подарила свободу.

В статье С. Аверинцева есть такие строки: “Поэзия, по О. М. Мандельштаму, — пространство даже не трёхмерное, а четырёхмерное… иначе ему не освоить полноты измерений своего мира”. В этом ключ к пониманию темы времени в поэзии Осипа Мандельштама. Поэт постоянно выходил за рамки реального мира, восстанавливая перпендикуляр к иной плоскости.

Он как бы вставал на точку вне истории и вне времени. Это приводило, во-первых, к тому, что он видел всё происходящее со стороны (“Мне хочется говорить не о себе, а следить за веком, за шумом и прорастанием времени”), а во-вторых, для поэта открывалась новая перспектива, новый исторический срез — взгляд на вертикаль времён, с нанизанными на неё различными эпохами.

Каждая эпоха оказалась не просто звеном исторической цепи, но ценной сама по себе. История перестала быть непрерывно возводящейся башней, она стала губкой, из которой можно выжать всё, что угодно, но которую нельзя использовать в качестве фундамента.

Когда человек осознал, что время относительно, это резко сблизило его с прошлым и будущим. С одной стороны, он стал беззащитнее, так как обязанность обеспечивать связь времён легла на его плечи, а с другой — свободнее, так как он мог обратиться за помощью к любой эпохе.

Поэтому такие понятия, как время и пространство, перестали являться для него системой координат, в которые заключена жизнь. Перестали быть причинами перемен в мире, но, наоборот, их изменение — это следствие совершаемой над ними работы. Пространство и время стали всего лишь явлениями в ряде других явлений.

На самом деле,время это самый дорогой дар,который дан человеку на планете Земля,и нужно в водной части рассказать о том,что такое по сути время,и как мы живем,рассчитывая свое время,чтобы кругом успеть.Время-это миг,на самом деле.

И каждому человеку по судьбе отмерено свое время,и тут нужно немного написать о том,как гении уходили в молодом возрасте из жизни,это всем известные писатели и поэты,но не смотря на это они успели сказать свое слово читателям,и их произведения стали классикой для будущих поколений.

И время на самом деле это пульс нашей жизни,потому что все течет и изменяется,а вот отсчет времени остается прежним и часики стучат.

И руку держать всегда нужно на пульсе времени.

Источник: infourok.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector